01-11 июня 2015 г. Хинганский заповедник. Часть 3.

Вообще нашу поездку и наблюдения можно разбить условно на три части — наблюдения в окрестностях п. Архара, наблюдения в горно-лесной части заповедника на р. Дыроватка и наблюдения в равнинной части заповедника в окрестностях озера Клёшенское. Вот пока я еще не закончил про птиц, которые встречаются в поселке и окрестностях. Потому что практически все они для нас были в новинку!

Вот, например, иволга. Вроде иволка как иволга. Так нет же, другой вид — китайская иволга. Хотя и внешность и голос и поведение похожи на европейскую иволгу. Сфотографировать с земли что-то внятное, когда птица держится в кронах деревьев, сложно. Поэтому иволгу часто снимают у гнезда, но это связано с рисками, т.к. попробуй до этого гнезда еще добраться и не упасть.

Как многие из вас знают, с трясогузками у нас все плохо. Желтые, желтоголовые, белые успешно бьются, делятся и выделяются в новые виды. В систематике трясогузок столько всего намешано, что можно голову сломать в понимании почему одна форма остается подвидом, а другая поднята на ранг выше.

В нашей стране сейчас обитает 5 подвидов белой трясогузки, а также две формы выделенные в отдельные виды — маскированная и камчатская трясогузки. Из них три формы обитает на Дальнем Востоке — северная форма ocularis (очковая белая трясогузка), камчатская lugens и приамурская leucopsis. Форма leucopsis на русском называется "китайская белая трясогузка", а в английском языке — Amur Wagtail, т.е. амурская трясогузка. Таким образом именно leucopsis является гнездящимся видом Приамурья, т.е. самой белой трясогузкой, которая аналогично европейской форме живет в поселках рядом с человеком.

Есть у нее существенное отличие от других подвидов белой трясогузки — у нее черная спина. Все остальные наши белые трясогузки сероспинные и разве что камчатская трясогузка также черноспинная. Поэтому некоторые авторы выделяют leucopsis из группы белых трясогузок и объединяют их в одну группу с камчатскими. Но амурская и камчатская трясогузки не дерутся за места обитания, т.к. камчатская предпочитает побережья морей, а амурская селится в материковой части.



Я уже рассказывал, что на Дальнем Востоке обычнейшим из скворцов является серый скворец. Наш обыкновенный там в статусе залетного, хотя вроде подозревают гнездование аж на Сахалине. Зато каких только других скворцов там не встречается: и китайский, и краснощекий, а еще есть малый скорец — симпатичный светлый скворчик небольших размеров, обитающий от Забайкалья до Приморья.

В Амурской области он встречается гораздо реже серого скворца, обитает преимущественно в поселках. Одно из гнезд пара малых скворцов сделал прямо в столбе на территории конторы заповедника, прямо рядом с вольерами с японскими и даурскими журавлями. Собственно прямо там мы их снимали. А в целом мы еще пару раз их встречали, как п. Архара, так и в п. Урил, т.е. при желании найти можно.

С седоголовой овсянкой мне удалось впервые познакомиться в Юго-Восточном Алтае, где мы встретили пролетную птицу. Встреча была мимолетной, толком птицу мы тогда не разглядели, зато это была первая регистрация для этих мест. Западная граница ареала этой птицы проходит немного восточнее Алтая, зато далее на восток вплоть до Сахалина она является обычнейшей птицей. Правда на Сахалине и Курилах обитает островная форма personata.

Вот и в Хинганском заповеднике и окрестностях это вполне обычная птица. Она является фоновым видом там, где есть открытые влажные пространства с ивняками, также предпочитает опушки леса. А вот в глухом лесу ее не встретишь. Птица хоть и обычная, но сложная в съемке — предпочитает держаться в густых кустах или в верхней части деревьев. А еще у нее очень разнообразный голос, который мы так толком и не смогли запомнить. Все время приходилось отгадывать кто же это поет и чаще всего птица с необычным голосом оказывалась седоголовой овсянкой. В общем мучились мы с ней иногда 🙂

Окраска этой овсянки относительно не яркая. Если вспомните другие виды овсянок, то чаще все это будут птицу очень ярких и разнообразных цветов. Чего стоят такие красавцы как дубровник, желчная овсянка, да хотя бы наша обыкновенная овсянка. Тем не менее, самцы седоголовых тоже вполне симатичны, имеют желтые тона на животе и контрастную черную маску. На мой взгляд овсянки все хороши и каждая по своему!



Нашли что-нибудь необычное на фотках?

В Амурской области гнездится 7 видов синиц, из них в нашей поездке мы встретили 5 видов: большую и восточную синиц, черноголовую гаичку и пухляка, а таже московку. Что интересно, черноголовая гаичка и пухляк живут здесь бок о бок, в одном и том же месте можно встретить оба вида. Хотя и здесь черноголовая гаичка тяготяеет к пойменным лесам и ивнякам, также как и в Европейской части страны.

Но нас больше интересовал другой вид — восточная синица, характерный обитательно лесов Амурской области, Хабаровского края и Приморья. По внешнему виду — это практически наша большая синица, только окраска нижней части тела не желтая, а светло-бежевая, почти белая. Похожих бледных синиц мы видели в Казахстане, там живет форма P. bokharensis. А еще на юге Туркмении можно встретить похожую синичку — P. cinereus — тоже такой бледной окраски (на самом деле в Туркмении только край ее ареала, который тянется через Гималаи и Индию до Индонезии). Не знаю как их можно между собой отличать, но ученые выявили, что эти четыре вида образуют две родственные группы: (P. major + P.bokharensis) и (P.minor+P.cinereus).

Возвращаясь к Амурской области и конкретно к Хинганскому заповеднику и горам Малого Хингана. Оказывается здесь находится зона, где пересекаются ареалы большой и восточной синиц, причем это связано с расширением на восток ареала большой синицы. И это расширение ареала началось всего около 100 лет назад, большая синица пришла вслед за человеком! Тем интереснее ученым изучать, как станут жить рядом с друг другом эти два близкородстенных вида. Как оказалось, уживаются. А все благодаря разным интересам и пристрастиям. Большая синица предпочитает жить рядом с человеком. в городах, поселках и садах. А восточная синица — полностью лесной житель. Поэтому процент смешанных пар между этими видами не превышает 10%. Все потому, что большаки полностью вытеснили восточную синицу из городов и произошло это совсем недавно. Так, в Биробиджане большая синица появилась тольков  1976 году.

Восточная синица пока еще не редкость, но удалось сделать всего пару кадров этого вида.


А вот нашел на просторах интернета картинку, которая показывает ареалы большой синички и ее родственников. Желтый — major, бежевый — minor, голубой — cinereus, серый — bokharensis.

Итак, птиц, которых мы видели непосредственно в поселке и его окрестностях, я показал. Пора перемещаться к самому интересному — всему тому, что мы увидели в заповеднике…

2 июня рано утром мы с и были готовы к отъезду. Рюкзаки были набиты одеждой, спальниками, едой и частями четырехместной палатки — всем тем, что нам понадобилось, чтобы с комфортом пожить 6 дней в относительной дали от цивилизации. За нами приехала машина типа "уазик-буханка" с водителем и Денисом , после чего мы поехали за орнитологом заповедника Алексеем и его напарником, которые также проехали часть пути с нами. Наш путь пролегал на восток, где в 40км от Архары находится поселок с необычным названием Урил. На реке с одноименным названием мы и высадили Алексея с напарником — им предстоял многодневный сплав вниз по реке с целью изучения водоплавающих птиц.

Ну а мы высадились чуть дальше и начали свой маршрут к отрогам Малого Хингана к речке с чудесным названием — Дыроватка. Небольшой маршрут в 6 км мы шли наверное часов 5, но не потому что было тяжело, а потому что вокруг было столько всего интересного! Перейдя реку, мы быстро прошли по небольшому болоту и оказались в лиственном лесу. Денис нам сразу стал показывать местную флору, названия многих растений так и не отложились в голове: различные березы, клены, ивы, осины, маньчжурские орехи… Как столько информации по мимо птиц и насекомых запомнить сразу? Одно запомнилось — различные биотопы менялись с каждым шагом. Вот мы прошли березовый лес, а за ним начался осиновый, а вот дубовая роща, а за ней пойменный тополевник, а дальше и смешанный кедрово-широколиственный лес и небольшие ельники. И это я только попытался перечислить основу леса — крупные деревья. А под ногами творилось форменное безобразие из папоротников, лиан, элеутерококка, лилейников, орхидей и прочих растений.

Неудивительно, что мы шли очень долго, отвлекаясь то на растения, то на насекомых, то на змей, ну и конечно же на птиц. Птицы, которые сразу же встретили нас при входе в лес, естественно были новыми и интересными видами, которых раньше еще не встречал. Лес встретил удивительными голосами, которые так всегда манят в незнакомых местах. Хорошо с нами были Саша с Денисом, которые неплохо ориентировались в звуках леса, иначе бы мы долго разбирались кто есть кто. Вот запела светлоголовая пеночка, а вот подражает свиристелям бледноногая. Высоко в кронах берез попискивают белоглазки, а дальше…дальше ждет целый мир лесных птиц Хинганского заповедника.

IMG_1918

Типичные обитатели Хинганского леса — кедровая поросль и элеутерококк.
IMG_1085

В некоторые уголки доберется не каждый луч света. Любимые места маленькой птички — короткохвостки.
IMG_0540

Цветы, которых здесь много, я запомнил не все. Саша с Денисом помогут с названиями.
IMG_0511

Вот такие птички водятся на только в тропиках, но и в России. Называются — белоглазки.
IMG_9613

Познакомились на Дальнем Востоке с одной громкоголосой, но скрытной птичкой. Слышно ее по утрам и вечерам очень далеко, но увидеть ее не просто. Попробуйте, не заглядывая под кат, угадать что за птица поет.

А зовут птицу — таежный сверчок. И это действительно удивительная птица! Голосом совсем не похожа на других сверчков — нет этого стрекотания и трещания, которым известны ее близкие родственники. Это уже потом, когда мы с таежным сверчком познакомились ближе, научились сразу его распознавать, а по началу этот голос вызвал удивление и восторг.

Еще один удивительный факт — это размер таежного сверчка. Все виды сверчков — птицы небольшого размера, с славку или воробья, а вот таежный — это гигант среди сверчков. Могу ошибаться, но показалось, что он размером с дроздовидную камышевку.

Это один из самых скрытных сверчков, которые нам встречались в Хинганском заповеднике, но все-таки не самая скрытная птица, удалось немного поснимать. По сравнению с короткохвостками и синими соловьями он просто мистер дружелюбие и позерство 🙂

И да, несмотря на свое название, никакой он не таежный. Это типичный обитатель пойменных ивняков и кустарников.

В моей коллекции фотографий мухоловок Северной Евразии после поездки в Хинганский заповедник резко прибавилось количество новых видов. И сразу три новых вида мухоловок встретились в лесах Хинганского лесничества, в окрестностях р. Дыроватка.

В первый же день в дубраве нам встретилась интересная птичка — ширококлювая мухоловка. Маленькая, серенькая и невзрачная, но с необычно широким клювом. Надо сказать, что три вида дальневосточных мухоловок (ширококлювая, сибирская и пестрогрудая) примерно одной фактуры — маленькие, серенькие и невзрачные. Чем-то похожи на нашу серую мухоловку, но заметно меньше размерами. А вот чем они еще сходны с серой, так это неврачной, еле слышной песней, которая скорее представляет скрипы и трески.

Ширококлювая, она же даурская мухоловка, отличается от сибирской и пестрогрудой, своей привязанностью преимущественно к лиственным лесам. В Хинганском лесничестве нам попадалась и сибирская, но та чаще всего сидела на верхушках елей и лиственниц.



Пеночки… Одни из самых маленьких наших птичек. Такие похожие друг на друга на первый взгляд, такие скрытные и незаметные. Казалось бы, что так привлекает в этих маленьких и шустрых созданиях, вечно скачущих в густых кронах деревьев и кустов? Ведь неспециалисту может показаться, что все пеночки на одно лицо и ничем между собой не отличаются, разве что тональностью окраски от бурой до зеленоватой.

Тем не менее пеночки — это те птицы, встреча с которыми наиболее радостна. Пеночки живут по всей нашей стране и всех их объединяет любовь к пению. И эти, так похожие друг на друга, птицы, удивительным образом имеют очень разнообразные и интересные песни, украшая наши леса звонкими голосами с ранней весны и до середины лета. А пеночки-теньковки, так те поют до самого отлета, до осени. Именно этим пеночки и милы — своим разнообразием видов и соответствующим разнообразием песен.

В Амурской области мне удалось познакомиться сразу с 4-мя новыми видами пеночек. Каждый из них по своему интересен и привлекателен. С одной из них познакомились сразу же в Архаре. Толстоклювая пеночка на Дальнем Востоке легко уживается с человеком и живет прямо в поселках. На первый взгляд она похожа на теньковку, но опытному любителю птиц бросаются в глаза особенности окраски, длинная бровь, хищный клюв. Да и поет она совсем по-другому. Удивительным образом толстоклювая пеночка умеет петь свою незатейливую песенку, каждый раз изменяя ее тональность.

Интересным образом выглядит ареал толстоклювой пеночки. Он практически повторяет южные границы нашей страны на восток от Новосибирска. На всем протяжении ареала это вполне обычная птица. Но тем не менее в интернете почему-то мало фотографий этой пеночки, сделанных российскими фотографами.

schwarzi

Вот уж кто обычен в Амурской области, так это урагус. Встречали его и в поселке, и по окраинам болот, и вдоль Транссиба. Уже уезжая из Архары слышали прощальные позывки урагусов прямо на железнодорожной станции. В отличие от западносибирских птиц, местные урагусы относятся к отдельному подвиду ussuriensis.



Продолжая рассказ про наши похождения по Хинганскому заповеднику с удовольствием остановлюсь на еще одной пеночке, которая стала первым лайфером в нашем походе на Дыроватку. Первая же лесная песенка, на которую указал Денис, оказалась песней светлоголовой пеночки. Дальше по лесу мы ее встречали ежедневно, также как и другую пеночку — бледноногую.

От многих других пеночек светлоголовая отличается светлой полоской на голове, зелеными оттенками в окраске, ну и конечно же песней. Важнейшее качество всех пеночек, как я уже писал, это их разнообразные песни.  И светлоголовая не отстает от других. Представляю вашему вниманию целых три минуты отборной песни светлоголовой пеночки, причем не всегда типичной для нее.

А светлую полоску на голове не всегда видно, поэтому этот признак в поле не всегда работает. Я их научился отличать от бледноногих по зеленым оттенками окраски и контрастной большой брови.

В Таджикистане так и не удалось познакомиться с ближайшей родственницей это пеночки — зеленокрылой пеночкой. Теперь очень хочется вернуться и найти ее.


Чем интересно Приморье и Приамурье, так это своими тропическими видами птиц. Пожалуй это единственное место в России, где можно наблюдать на гнездовании птиц, которые по праву относятся к жителям субтропиков и тропиков. Возьмите ту же райскую мухоловку, серого личинкоеда или белоглазок — ну не скажешь, что эти птицы живут в России. А вот живут и для их наблюдения не надо оформлять загранпаспорт!

Конечно, буробокая белоглазка — это самый северный вид из семейства. Остальные белоглазки — жители Юго-Восточной Азии и даже Африки с Австралией. Всех объединяет одна черта во внешнем виде — наличие белого кольца вокруг глаза, поэтому эту птицу ни с кем не перепутаешь.

Белоглазка — совсем маленькая птичка, с пеночку. В Приамурье мы наблюдали этих птиц в лесной части Хинганского заповедника. Стайка этих шустрых птиц попалась нам сразу же при входе в березовый лес, и птица стала вторым лайфером за 10 минут нахождения в лесу после светлоголовой пеночки. Для съемки птица непростая, держится преимущественно в кронах деревьев и внизу при нас не спускалась, хотя интерес к проигрыванию голоса проявляла. Кстати, голос буроглазки чем-то похож на голос усатой синицы (мне так показалось), т.ч. вполне неплохо запоминается.



Одна из самых обыкновенных дальневосточных овсянок — ошейниковая овсянка. Ее незамысловатая песенка слышна как из осоковых болот, так и из разнотравных лугов, в общем предпочитает открытые ландшафты и высокотравье. От многих других овсянок отличается интересной окраской — кирпичные щеки, пестрый фартук окаймленный красивой оборочкой.

У нас в стране встречается много всяких соловьев: обыкновенный, южный, красношейка, синий, свистун и даже тугайный соловей залетел недавно в Астраханскую область ( нашел). Тугайный соловей — он конечно не совсем соловей, но речь не о нем. Всех птиц из рода Соловьев (Luscinia) объединяют некоторые общие черты, например любовь к громкому пению, привязанность к густым кустарникам и скрытность.

И если я раньше думал, что самыми скрытными птицами являются наши сверчки, то после знакомства с дальневосточными птицами свое мнение поменял. Одними из самых скрытных птиц там являются соловьи, и синий соловей держит пальму первенства по скрытности. За всю поездку, за все 6 дней нахождения в лесах Хинганского лесничества мы каждый день слышали вокруг себя синих соловьев, но так ни разу не увидели. Точнее Денис с Сашей вроде видели краем глаза, но я этим похвастаться не могу.

Кроме синего соловья, нам попался еще один вид — соловей-свистун. Интересная птичка, тоже скрытная, но не настолько. На голос выманивается, но старается держаться густых ельников, иногда поет, а только голова или глаз видны. При этом по утрам и вечерам может петь достаточно громко, но если рядом находится человек, то уровень песни значительно понижается и кажется, что птица находится где-то далеко, хотя на самом деле может находиться в паре метров. Такой вот обманный аудиоэффект.

Голос, конечно, своеобразный, но интересный, ни с кем его не спутаешь, сравнивают с голосом, похожим на ржание жеребенка. Внешность непримечательная, серенькая, на груди можно заметить характерные пестрины.

Долгое время белогорлого дрозда держали в отдельной группе от других дроздов, но сейчас объединяют вместе с другими красавцами-каменными дроздами в род Monticola. И действительно он чем-то похож на синего и пестрого каменных дроздов, а иногда его так и называют — лесной каменный дрозд.

Птица очень примечательна как своей красивой окраской и не менее красивым голосом. Это чисто лесная птица, населяющая горные леса Забайкалья и Дальнего Востока. Денис нам показал этих птиц в Хинганском лесничестве, на р. Дыроватка, где мы встретили двух поющих самцов в пределах километра друг от друга.

Голос белогорлого дрозда один из самых красивых в дальневосточных лесах. Очень мелодичный и ритмичный, похож на что-то среднее между флейтовой песней иволги и черного дрозда. Е. П. Спангенберг пишет о нем: "Птица не остается долго на одном месте: то и дело соскальзывает с ветки и, медленно взмахивая крыльями, как бы плавает над деревом в воздухе, и вновь на короткое время садится на его вершину. И во время ее полета чутко дремлющий лес наполняется странными звуками; они сливаются в необычную и прекрасную песнь. К сожалению, у меня не хватает ни слов, ни умения, чтобы рассказывать другим, чем именно замечательна и красива была эта песня. Но когда я слушал ее, она поражала оригинальностью звуков и производила чарующее впечатление".

Послушать дрозда можно здесь (в т.ч. там есть запись ):
http://www.xeno-canto.org/species/Monticola-gularis


Еще одна пеночка из Хинганского заповедника, одна из пяти видов, обитающих здесь. Маленькая, буроватая пеночка с еле видными полосками на крыле. Очень хорошо отличается от других пеночек по голосу. Я ее по началу принимал за свиристелей, пока не привык 🙂

Вот тут у Саши уже обсуждался этот вид и его ареал.

Добавить комментарий