Олимпиада и экология

О приближающейся Олимпиаде уже сказано много всего и хорошего и плохого. Сам я к ней отношусь неоднозначно. С одной стороны, это развитие поселка и всего Сочи, это новые рабочие места, это развитая спортивная и туристическая инфраструктура, развитая транспортная инфраструктура. С другой стороны, это большие экологические проблемы, а также проблемы и неудобства для местного населения. В блогах можно встретить много разной информации, с моей точки зрения как елейно-хвалебное вранье, так и красочное, но однобокое описание Большой Стройки от Сергея Доли.

Я бы хотел осветить эту стройку немного с другой стороны. А именно, как эта стройка влияет на природу, экологию и возможности дикого туризма в Красной Поляне и побережье. На мой взгляд, данный район — это заповедная зона, которую необходимо было сохранить для потомков в первозданном виде. В нашей стране есть много мест, которые больше подходят для проведения зимних соревнований, где подобное строительство нанесло бы меньший урон дикой природе. А биоразнообразие Кавказа настолько уникально, что любое глобальное строительство является экологическим преступлением. Что касается проекта стройки, то, опять же на мой взгляд, строительство железной дороги Адлер-Красная Поляна было излишним и губительным для самой большой реки Черноморского побережья Кавказа.

Рекламный плакат об экологичности проекта. Только в качестве оформления выбрано гнездо с североамериканской птицей — кардиналом (Cardinalis cardinalis).

Туризм

С приходом Олимпиады, как ни странно, туристические возможности Красной Поляны сильно оскудели. Да, стало больше гостиниц. Да, возводится горно-лыжная инфраструктура.  Но с диким туризмом на природе стало сложнее.  Многие тропы и дороги перекрыты заборами и шлагбаумами,  речные берега обезображены строительной техникой.

Вдоль всей протяженности реки Мзымты от впадения в нее реки Пслух до побережья Черного моря изменяются естественные ландшафты реки, вырубаются леса,  проводятся берегоукрепительные работы, роются котлованы и строятся мосты. Доступ к берегу  реки перекрыт заборами и шлагбаумами.  В самой Красной Поляне уже сложно найти место, где можно спокойно спуститься к реке. «Гусиный пляж», который раньше был популярен у местных, теперь также испорчен строительной техникой. Спуститесь к леспопилке за «Магнитом» около Краснополянского лесничества — там сейчас свалка, которая тянется прямо к реке. От «второй бригады» до Роза Хутора – сплошные гостиницы и олимпийские объекты. Была надежда, что нетронутой останется участок от Роза Хутора до Пслуха. Но нет и здесь вдоль всей реки строится дорога, которая к тому же перекрыта шлагбаумом со входом по пропускам!  Меня к счастью пропустили, но легче не стало. На всем 4-х километровом участке от Роза Хутора до Пслуха стоит строительная техника, где-то лежит асфальт, где-то еще дорога только строится. И венчает этот маршрут большое здание многокиловаттной подстанции. А дальше пограничный пост, куда вход только по пропускам. И только там, за постом, начинается нетронутая человеком дикая природа.

Мзымта выше Роза Хутора.

Мзымта выше Роза Хутора

По рекам Лауре и Ачипсе тоже далеко не пройдешь.  Мало удовольствия идти по дороге, по которой проносятся грузовики, поднимая тучи пыли и обдавая выхлопными газами.  Да и все равно дальше не пустят службы ФСО или пограничники – здесь находятся резиденции президента и премьер-министра.

На Аибгу тоже нельзя прогуляться. Через плотину ГЭС теперь нет прохода, на Греческом мосту также дежурят пограничники. Междуречье Мзымты и Псоу теперь зона пограничного контроля.

В сухом остатке для дикого туризма остается гора Ачишхо и маршрут в район Хмелевских озер. Либо необходимо оформлять пограничный пропуск, что неприемлемо для короткого отпуска, а больше применимо для длительных походов. Подножье Ачишхо тоже активно застраивается и огораживается заборами, так что недалек тот день, когда останутся доступными прогулки только по поселку и посиделки в комфортабельных вагончиках подъемников.

Сама Красная Поляна тоже не лучшее место для прогулок. Все центральные улочки перекопаны, туда-сюда снует строительная техника, горный воздух загазован и запылен как и в городе. Одна надежда, что к началу Олимпиады ситуация улучшится и поселок станет более комфортным для отдыха.

Экология

С точки зрения экологии больше всего пострадала самая крупная река на Черноморском побережье Кавказа – Мзымта. От впадения в нее р. Пслух до устья на протяжении 60 км все побережье реки деформируется и перестраивается. Вместо красивых каменистых берегов, украшенными лесами и кустарниками, остаются бетонные сооружения мостов,  берегоукрепительных сооружений и строительного мусора.

От Пслуха до Роза Хутора строится дорога и электроподстанция, от Роза Хутора до Красной Поляны все застроено олимпийскими объектами и гостиницами, ниже Красной Поляны старая ГЭС, а далее до Адлера строится железная дорога для скоростного сообщения Адлер-Красная Поляна. Насколько экономически нужна эта железная дорога мне неизвестно (отношусь к этому скептически), но с экологической точки зрения это удар по реке Мзымта.

Река на всем протяжении мутная. Иногда в нее попадают  ядовитые отходы. Зарегистрированы два случая, когда вся река и побережье моря были покрыта страшной пеной (первый случай, второй случай).  В устье реки у самого моря обнаружен водоем, покрытый радужной пленкой нефтепродуктов.  В общем пока ситуация на реке не самая радужная, несмотря на повсеместно встречающиеся таблички «Водохранная зона МПР».  У меня есть сильное подозрение, что отсутствие оляпки на Мзымте вызвано именно олимпийским вмешательством в экологию реки.

Водоем с бензиновой пленкой в устье Мзымты.

Потоки пены неизвестного происхождения на Мзымте. Фото [info]baler_m

Кроме того, в целях строительства совмещенной железной дороги Адлер-Красная Поляна ведется вырубка лесов, в т.ч. редких пород деревье, таких как самшит (рубка самшита запрещена постановлением Правительства РФ от 16 марта 2007 г. №162). Пересадка же самшита с мест строительства в другие места — это чистой воды популизм и профанация. Многолетнее дерево самшита вряд ли приживется, а молодым нужно много десятков лет для роста. При этом не сохранится тот уникальный биоценоз — сообщество различных представителей живой природы (растений, мхов, насекомых, птиц), который присущ реликтовым самшитовым лесам.

Самшитовая роща.

Хребет Псехако изуродован ОАО «Газпром». Здесь построена  сильно разветвленная канатная дорога, строится олимпийская деревня. Огромные участки леса прорежены, хребет выглядит как будто по нему много раз прошлась гигантская газонокосилка. На месте участков реликтового пихтового леса теперь строятся отели и перемалывает землю строительная техника. А ведь здесь находится большая группировка краснокнижного черноголового поползня. Его тоже будут переселять в другие районы гор?

Фото. Это не жук-короед. Это люди изуродовали хребет Псехако. По данным Google Map.

Не менее печальная ситуация на побережье.  Массовая застройка Имеретинской низменности поставило крест на КОТР «Имеретинская низменность», где когда-то были места массового отдыха пролетных птиц (вяхири, лысухи, перепела, поганки, гуси). Теперь это одна большая стройка. Небольшое озеро у парка «Южные культуры» огородили забором. Оно пока еще нетронуто,  берега его все еще покрыты зарослями тростника, на нем плавают поганки. Но, видимо, участь его также печальна.  Постройка морского порта  в этом месте, не только лишила людей чистого и красивого пляжа, но и закрыла прямой доступ по берегу с Имеретинской бухты к устью Мзымты. Берегоукрепительные работы в этом месте превратили данный район в бетонно-арматурный апокалипсис человеческого издевательства над природой.

Побережье моря, вид на Большую Ледовую Арену.

Побережье моря. Вид на морской порт. Проход в эту сторону закрыт.

Растительный и животный мир

С точки зрения богатства природы Кавказ является уникальной для нашей страны территорией, которая получила сразу несколько высших международных оценок значимости ее биоразнообразия. Территория региона относится к числу так называемых горячих точек биоразнообразия. На Земле выделено 34 подобные территории.

Черноморское побережье интересно для биологов во многих аспектах. Это уникальный регион нашей страны, в котором субтропики сочетаются с высокогорными ландшафтами. Климат Кавказа благоприятен произрастанию   теплолюбивых видов растений: тиса, сам­шита, падуба, лавровишни, лавра, рододендрона, плю­ща и иглицы. Встречается множество эндемичных видов растений и животных.

Для орнитологов большой интерес представляет наблюдение птиц на пролете, а также гнездование таких редких видов как красноголовый королек, короткопалая пищуха, черноголовый поползень , оляпка и др.

Красноголовый королек. Представитель биосообщества реликтовых самшитовых лесов.

Пролет чаек, бакланов и других околоводных птиц можно наблюдать из любой точки побережья. Всю осень и зиму можно наблюдать пролетных озерных и черноголовых чаек, больших бакланов, средиземноморских чаек, различных поганок. Но практически не осталось на Сочинском побережье мест, где птицы могли бы остановиться на отдых.  Самую большую ключевую орнитологическую территорию уничтожила олимпийская стройка.

Не все гладко с оляпкой. В ноябре 2011 года я не смог ее найти на Мзымте от Красной Поляны до Пслуха и на р. Бешенка от Красной Поляны до приюта Ачишхо. Конечно, осенью у оляпки возможны вертикальные миграции и кочевки между реками. Да и не было у меня физической возможности обследовать всю Мзымту. Но что-то мне подсказывает, что нету их на Мзымте совсем по другой причине.

Берег Мзымта выше Роза Хутора.

Большая часть ареала черноголового поползня находится под защитой Кавказского заповедника. Но ближайшие места гнездования на Аибге и хребте Псехако также находятся под угрозой.  Олимпийская стройка безжалостно уничтожает красивейшие пихтовые леса, которые являются местами обитания данного краснокнижного вида. Тем не менее, поднимаясь по канатно-кресельной дороге еще можно насладиться голосами этой редкой птицы.

Буково-пихтовый лес на хребте Псехако

Северная сторона хребта Аибга.

В душе остается надежда, что с окончанием строительства рост пресса человека на природу в данном, когда-то райском уголке, остановится. И мы снова сможем вздохнуть полной грудью чистый горный воздух Красной Поляны. И что сюда вернется симпатичный водяной воробей — оляпка. Правда, все равно это будет другая, постолимпийская Поляна с Аибгой, изрезанной канатными дорогами и проткнутой тоннелями.

Хребет Псехако. Вид из Красной Поляны.

Много фотографий с Олимпийской стройки в Имеретинской низменности можно посмотреть здесь.

Литература и ссылки

1. «Пихтовые леса Северо-Западного Кавказа и рекомендации по их сохранению в ходе лесопользования», А. Комарова, биологический ф-т МГУ.
2. «Природные комплексы Имеретинской низменности». В.В. Акатов и др.
3. Экологическая Вахта по Северному Кавказу

Добавить комментарий