Сахалин – Курилы. Часть 3. Кунашир

У меня была надежда, что на Кунашире смогу поснимать разнообразных чистиковых. С одной стороны так и получилось — с теплохода «Игорь Фархутдинов» видели много чего интересного. С другой стороны, близко поснимать так и не удалось. На заветный остров Рогачева и другие интересные места, где обитают эти птицы так и не попали.

Все наши наблюдения на Кунашире проводились в южной части острова от 13-го километра трассы ЮК-Головнино и до полуострова Весловский. Наблюдения проводили либо внутри острова, либо на берегу. В дальние точки перемещались на попутках, что не всегда позволяло добраться в нужные места в режимное время. Но в целом (не считая морские виды и рыбного филина), мы увидели всех запланированных птиц , а некоторых даже удалось поснимать.

На фото — стайка тупиков-носорогов летит вдоль берега Кунашира.

8Z2A7465

Затопленные корабли в Южно-Курильске это не только хорошая присада для берингова и японского бакланов, но место гнездования тихоокеанской чайки.

8Z2A1845

Ценность фотографии животных, снятых в Европейской части России и на Дальнем Востоке на мой взгляд несколько разная. Я сейчас имею в виду не художественную ценность, художественная ценность — это отдельная тема для людей искусства, к которым я не отношусь. А вот ценность, как результат фотоохоты — это другой разговор. Чтобы в Европейской части России снять лисицу, надо долго ее выслеживать, найти нору, долго сидеть в засидке — и возможно повезет что-то отснять. А про медведей и вообще мечтать не приходится. В то время как на Сахалине и Камчатке лисы разве что целоваться в зубы не лезут. Ну, а камчатскими медведями все выставки забиты.

Вот и нам немного повезло понаблюдать за жизнью лисиц и даже ненадолго пересечься с целой семьей рыжих бестий. Просто возвращались в Южно-Курильск на машине, а мама и четверо лисят держались у дороги, не обращая внимание на машины и глазеющих людей. Снимать можно было хоть на телефон. Но все равно, несмотря на легкость такой фотоохоты, остались приятные воспоминания о мимимишных рыжих зверятах.

8Z2A1647
На Южных Курилах обитает аж четыре вида бакланов! Если в целом по Евразии можно встретить разве что большого баклана, то там их четыре вида! Самые распространенные — это японский и берингов бакланы, более редкий — краснолицый, и залетный — большой баклан.

Когда «Игорь Фархутдинов» швартовался в Южно-Курильске нам здорово попозировал молодой берингов баклан. В принципе это была единственная возможность за всю поездку поснимать этот вид бакланов с близкого расстояния. Хотя, в приницпе, они тут обычны на различных каменистых обрывах, до которых мы просто не добрались.

8Z2A7537

8Z2A6951

8Z2A7478

Ну еще вот пара бакланов с красными лицами, которых я принял за краснолицых, но скорее всего это взрослые беринговы бакланы.
8Z2A7258
Как видите, только в акватории Кунашира можно встретить огромное количество морских птиц. Моя бы воля, я бы кругами ходил вокруг островов и рассматривал интересных пернатых. Ведь кроме местных бакланов и чистиковых здесь можно встретить и гостей севера, которые почему-то не улетели в свои тундры, так и гостей с южного полушария (буревестников я уже показывал).

Что касается гостей с севера, то встречались нам в июне в окрестностях Кунашира и средние поморники, и американская синьга (ближайшие места гнездования которой на севере Сахалина), горбоносый турпан (тоже гнездится начиная с севера Сахалина и на северных Курилах), летали стайки круглоносых плавунчиков.

8Z2A7043

8Z2A7030

8Z2A7249

По прибытию на Кунашир мы сразу же отправились в контору заповедника. По пути посмотрели чаек и бакланов на берегу залива и на затонувших кораблях. Не очень это удобно — тащить на себе два рюкзака и при этом наблюдать птиц. На протекающей вдоль дороге речке встретили пару черных крякв. По-моему они здесь достаточно редки (так пишет Нечаев), а тут пара прямо в городе и людей не боится.

8Z2A7598
Пока нас оформляли в конторе Курильского заповедника, у нас было время немного погулять по окрестностям поселка. А эти самые окрестности представляют собой болото, оборонительные танковые позиции и свалку мусора. Понятно, что болото было самым интересным местом наблюдений — ведь здесь сразу же встретился новый лайфер — японский бекас. Да и охотский сверчок не подвел, показался из травы. Свалку окупировали большеклювые вороны, а на заросших холмах старых оборонительных позиций перелетала пара черноголовых чеканов. Причем как назло молча, хотя мне было поручено орнитологами записать голоса островных чеканов. Зато из-под ног выскочил японский бекас и делая вид несчастного калеки начал меня отводить от своего болота. Я ему конечно поверил, но предварительно зафиксировал красоту его хвоста.

8Z2A7690
После получения пропуска в заповедник нас поселили на кордоне Андреевский в южном секторе заповедника. На целых 11 дней этот кордон стал нашим домом, а мы были гостями у инспектора Анатолия Петровича или попросту Петровича. Это были незабываемые 11 дней за которые мы успели хорошо ознакомиться с южной частью острова Кунашир в пределах от полуострова Весловского на юге до 13-го километра местной автодороги в районе вулкана Менделеева на севере.

Удобство этого кордона состоит в том, что он стоит около дороги и всегда можно выйти и попытаться поймать попутку. Машину здесь ездят не часто, но нам удавалось так или иначе выбраться в нужные нам места в соответствии с нашими планами. Иногда для этого было достаточно 5-10 минут, а иногда уходило и 2 часа. Но самое главное, что даже окрестности кордона Андреевский представляют огромный интерес для орнитологов, и для начального знакомства с фауной острова необязательно далеко отходить от кордона. Наверное добрую половину времени мы потратили на прогулки в пределах 5 км от кордона.

Прямо из окна кордона при некотором терпении можно увидеть проносящегося большого пегого зимородка, на речке Андреевке поют крапивники японского подвида, во дворе гуляют большие горлицы, а на скалах, оголенных отливом, отдыхают тюлени. Единственным неудобством наблюдения за природой можно назвать местных медведей и клещей. И тех, и других здесь водится много и с этим приходится мириться.

20170617_113825

IMG_1128

IMG_1118
Хотел написать о том, что нас поразило и удивило, когда мы оказались на Кунашире. Но потом понял, что это долго писать. Мы где-то всю первую неделю отходили от новых впечатлений и только и обсуждали особенности местной природы.

Лучше я напишу о простом. Об особенностях «разнотравья», которое покрывает островную землю.

Кто был на Курильских островах, тот знает слово «бамбучник». Кто не был, те в большинстве своем наслышаны. Саза курильская или бамбучник курильский или просто бамбучник (Sasa kurilensis). Является единственным коренным видом бамбука на территории России и бывшего СССР. Обитает по горным склонам, образуя сплошные непролазные заросли. Кто пытался полазить по бамбучнику с рост человека, тот его будет помнить долго и нецензурно. Мы чаще всего сталкивались с низкорослыми зарослями бамбучника, там еще кое как можно было передвигаться. А вот на склонах вулкана Менделеева можно было ходить только по тропе, которая часто терялась в бамбучнике выше человеского роста (см. фото головы Elena Bajdina).

Следующее растение, которое также запоминается — «лопух». Настоящее имя — белокопытний японский (Petasites amplus). Огромные листья белокопытника покрывали окрестности кордона Андреевский, образуя красивый лесной ковер где-то по пояс человеку (хотя бывает и до 3 метров высотой). Самое приятное свойство «лопуха» — его съедобность. Elena Bajdina баловала нас вкусными блюдами из этого растения. Кроме человека ценителями белокопытника на острове являются медведи. Мы часто находили огрызки в местах питания медведей.

Белокопытник и бамбучник — основные растения открытых пространств Курильских островов. Ну а в лесу, там где не растет бамбучник, еще можно встретить папоротники. Самым распространенным папоротником Кунашира является орляк широковатый (Pteridium latiusculum). Какой у меня на фото — не могу сказать 🙂

IMG_0979

IMG_0988

IMG_0989

IMG_1058
Когда мы отправлялись на Кунашир Денис Кочетков (Denis Kochetkov) меня напутствовал: «найди большого пегого зимородка, зеленого голубя и тиссовую синицу». Так получилось, что напутствие Дениса было выполнено 🙂

Зимородка удалось снять в первый же день нахождения на кордоне. К сожалению, больше его поснимать не получилось, хотя он нам попадался регулярно, но встречи были мимолетными. Очень осторожная птица.

Что о нем можно сказать? А то, что в России гнездится всего два вида зимородков: всем известный обыкновенный и не всем известный вот этот вот. Причем большой пегий в нашей стране гнездится ТОЛЬКО на Кунашире. И гнездиться начал не так уж давно — первые находки этого виды были сделаны в 1948 году.

Тем не менее, в Азии этот зимородок имеет очень большой ареал. Если Кунашир является самой дальней северо-восточной точкой ареала, то северо-западная точка ареала подходит к границам Таджикистана. Т.е. ареал этого зимородка проходит через весь Китай, Индию, и далее по Гималаям. Ну а у нас, как я уже писал, его можно встретить только на Кунашире, где гнездится около 20 пар.

8Z2A7891

Первое утро на Кунашире мы решили посвятить прогулке по тропе, ведущей от Андреевского кордона до Алехино. В Алехино манили прочитанные статьи Нечаева о зеленых голубях и других интересных птицах. Но, как оказалось, сейчас там располагаются военные и заповедник нам запретил туда ходить. Итого из 10 км тропы нам дали возможность пройти 5 км.

Тем не менее, для нас все было новое, продвигались мы меденно, с интересом изучая каждую травинку. Утро выдалось туманным, лес казался сказочным и таинственным. Пели сахалинские пеночки, пара японских канюков криками отгоняли нас от гнезда, которое они свили прямо у тропы, в хвойном лесу были обычны синехвостки. Здесь же состоялась долгожданная встреча с японской зарянкой! Тропа вилась то среди густого леса, то выходила на полянки, заросшие бамбучником, то опять ныряла между деревьями. Среди деревьев попадались настоящие гиганты и древние старики, как этот тис остроконечный. С веток свисали длинные бороды мхов. А где тисы — там надо было искать и тисовых синиц! Но в первый день они нам не попались, встречи с тисовыми синицами произошла только через неделю.

Зато дикий восторг вызвал первый услышанный голос зеленого голубя! Это было нечто удивительное, что сложно передать словами. Если бы я изначально не знал голос этой птицы по записям, то никогда бы не угадал в нем голубя. Да что там, я бы и за голос птицы бы не признал, долго бы гадал кто это. Т.ч. слава современным технологиям и сайту xeno-canto.

Долго гулять нам в этот день не пришлось. К обеду обещали сильный дождь и нам пришлось заканчивать первое знакомство с лесом и возвращаться на кордон.

IMG_0976_1_

20170608_084449

IMG_0987

IMG_0992

Недалеко от кордона Андреевский находится мыс Четверикова. Каждый день во время отлива здесь оголяется островок, на который приплывают отдыхать тюлени. Если я правильно понимаю, то справа антур (он же тюлень Стейнегера), а слева тогда кто?

Жители Европейской части России привыкли к обыкновенным снегирям с красной грудкой — это одна из самых популярных наших птиц, которых мы видим чаще всего в зимнее время.

В то же время в нашей стране обитает аж три вида снегиря с многочисленными подвидами: обыкновенный, серый и уссурийский. Уссурийского снегиря иностранцы не воспринимают за отдельный вид, а все потому, что этот снегирь на материке не сильно отличается от обыкновенного. У него также грудь красноватая, хотя и не такая яркая. Вот посмотрите: https://glav-ryba.livejournal.com/408174.html

Но если приехать на Курильские острова, то там можно увидеть замечательных настоящих кондовых уссурийских снегирей. Тех, которые являются номинативным подвидом, у которых красное только на щеках. Очень нежной окраски снегирь и очень симпатичный.

Казалось бы, снегирей надо искать в хвойных лесах. Но на Кунашире мы каждый день их видели прямо у Андреевского кордона в зарослях невысоких лиственных деревьев, в кустарниках у дороги. Т.ч. поснимать их не составляло проблемы.

8Z2A8562
Сахалин и Курильские острова — это край орланов. Здесь обитают два вида — белоплечий и орлан-белохвост. Белоплечий живет на севере Сахалина, а на Кунашир прилетает только зимой во время миграций. Зато белохвосты достаточно обычны на южных Курилах и летом — они здесь гнездятся. Эти места богаты рыбой, а где рыба — там и орланы. Рядом с Андреевским кордоном мы сразу же нашли два гнезда этих крупных хищных птиц, а потом по вечерам ходили к рыбачьему стану, где «паслась» пара орланов.

В один из вечеров орлан-белохвост просидел перед гнездом до самого заката. Его силуэт на одном из деревьев создавал картину, напоминающую о близости Японии.

8Z2A8479
Бурая оляпка имеет широкий ареал от Тянь-Шаня на западе до Камчатки-Японии на востоке. Мне удалось увидеть бурых оляпок с обоих краев ареала и даже наблюдать кормление как на Кунашире, так и на Памире. Хоть и там, и там живут птицы одного вида, посмотрите насколько они отличаются! А все потому, что это разные подвиды: C.p. tenuirostris в Центральной Азии и C.p. pallasii в Восточной Азии.


За японской зарянкой необязательно ехать на Южные Курилы, эта замечательная птица живет и в южной части Сахалина. Но вот увидеть ее на Сахалине достаточно трудно — если и есть места, где она обычно, то это видимо полуостров Крильон. А вот на Кунашире она достаточно обычна (но это не значит, что ее легко найти и увидеть!).

Раньше, когда я просматривал справочники про птиц СССР, у меня сложилось мнение, что японская зарянка — это тоже самое, что наша зарянка, только обитающая на островах в районе Японии. Как оказалось, несмотря на название, эти виды не очень-то и близкие родственники. Достаточно послушать ее голос, чтобы понять — это же типичный дальневосточный «соловей». И действительно, японская зарянка — близкий родственник синему соловью и соловью-свистуну. У этих трех видов очень похожие трели, несколько отличающиеся по длительности и составу колен.

Несмотря на достаточную обычность на Кунашире, найти японскую зарянку не так уж и просто, надо знать некоторые особенности ее биологии. Во-первых, японская зарянка поет в основном только очень рано утром и поздно вечером. Во-вторых держится таких захламленных участков леса, что рассмотреть ее среди бамбучника и упавших деревьев не так просто. Хотя во время пения они часто садятся на вершины деревьев, что не добавляет удобства фотографу. В общем, японская зарянка птица скрытная, но при должном терпении найти и сфотографировать ее проще, чем синего соловья.

8Z2A0550

Возле Андреевского кордона нам регулярно попадались лисички. Видимо где-то рядом у них была нора с детишками, а к нам они приходили добывать еду. По крайней мере, в речка у нас водилась корюшка, а один раз мы засекли лисичку с рыбой во рту. Снимал через стекло окна.

8Z2A8955
Самое известное на Кунашире растение, о котором мы не раз слышали из уст местных жителей, называется ипритка. Не правда ли странное название для растения? Другое его название — токсидендрон — тоже не самое приятное. А все потому, что это одно из самых ядовитых растений Курил, прикосновение к которому может вызвать сильную аллергическую реакцию, зуд и жжение, тело покрывается ожогами и язвами.

Примечательно, что действие этих веществ весьма индивидуально: на некоторых людей они не оказывают никакого действия, на других — даже при кратком контакте действие весьма негативно — от дерматозов до аллергического удушья.

8Z2A8180
Все пейзажные фотографы, приехав на Кунашир, в первую очередь бегут снимать мыс Столбчатый. Это действительно уникальное и интересное место, правда уже миллион раз показанное на фотографиях. Правильный пейзажный фотограф здесь остается на несколько дней ловить свет. Для нас же это был маленький кусок кругового маршрута: «17-й км — экологическая тропа — горячие ванны — мыс Столбчатый — дачи — 13-й км». А форсирование мыса вылилось в целое приключение со скалолазанием и прочим преодолением преград. Но было интересно 🙂

IMG_1036

IMG_1025

IMG_1018
Японский урагус (Uragus sibiricus sanguinoentus) — cамая мелкая географическая раса, при этом имеющая один из самых интенсивных красных оттенков. Встречается по побережью Японского моря, на Сахалине и южных Курилах. А вообще эту птицу можно смело назвать символом Сибири и Дальнего Востока, что отражено в ее латинском названии.

8Z2A7815
Японский бекас на страже охранной зоны заповедника «Курильский»

8Z2A8574

Добавить комментарий