Поездка по Ирану закончилась. Посетили интересные места в замечательной компании. Получился хороший список видов по герпам, птицам, бабочкам и ботве. Добавили много новых видов и даже родов для iNaturalist’a. Видели паукохвостых гадюк, свиристелевых сорокопутов, диковинных скорпионов и тритонов. Побывали от гирканских гор на северо-востоке с посещением пустыни до юго-западной части страны в Месопотамии. Видели горы, пустыни, катались по озерам и каналам, делали ночные вылазки за змеями, немного попытались половить ночных бабочек. Много ели, иногда излишне много. Темп поездки был слишком экскурсионный, я привык к более экстремальным экспедиционным поездкам, когда нет времени на сон. Но это не отменяет интерес к региону как к крайне не дообследованному и при этом соседнему по отношению к нам.

13-14 апреля. Эльбурс — Имамшехр.
Прилетели мы рано утром, пару часов потратили на получение визы и далее поехали на северо-восток к горам Эльбурса, где нас ждала гирканская гаичка, многим из нас знакомая по Азербайджану. Ехали долго, часов 6-7, в результате во второй половине дня доехали. Южная часть склонов больше похожа на засушливые горы Таджикистана с зарослями арчи, а северная прикаспийская часть — это знакомые нам леса как на Талыше. Виды птиц там обычные, а вот подвиды гирканские. По птицам только гирканская гаичка может представлять интерес. Зато очень интересна флора и фауна насекомых. К сожалению, не представилось возможности половить здесь ночью бабочек.

Что для вас значит слова «гирканская гаичка»? Для кого-то — вообще ничего. Для кого-то — ну какая-то очередная синичка. Для кого-то — галочка в чеклисте.
Для меня — это воспоминания о захватывающих поездках с друзьями по Азербайджану и Ирану. Это весна. Это будоражащие статьи Владимира Михайловича Лоскота. Это мечты и мечтания о поездках. Это как первая любовь — она когда-то была, уже не так волнительна, но воспоминания приятны.

Ночевали мы недалеко от гор Эльбурса в городе Имамшехр. К сожалению, почти все наши ночевки были привязаны к городам. А хотелось бы ночевать где-то поближе к природе — или в палатках, или в гостевых домах. На следующий день отправились в пустыню, искать персидскую сойку. Сойку не нашли, но нашли большого удодового жаворонка и чернохвостого вьюркового жаворонка.
Порадовались находке вот такой бабочки, когда искали персидскую сойку в пустыне недалеко от озера Хадж-Аликоли. Я ее неправильно определил, это Hypermnestra helios, такую я уже видел в Таджикистане )

Здесь же в пустыне встретили несколько интересных агам и круглоголовок. Например такую родственницу такырной круглоголовки, обитающей в Иране и Афганистане — Phrynocephalus scutellatus. Ящерицы-круглоголовки имеют смешной и примечательный внешний вид, привлекая к себе внимание фотографов и натуралистов. Это типичные жители песчаных и глинистых пустынь, которые умеют быстро бегать, смешно поднимать хвост в виде скрученной спирали. Круглоголовок много разных видов, некоторых из них можно встретить даже в России. Встречается у нас и симпатичная такырная круглоголовка. А в Иране обитает ее близкая родственница — Phrynocephalus scutellatus или gray toadhead agama. Русского названия не нашел, да и не важно. Посмотрите какая она симпатичная и как хорошо сливается с окружающей действительностью.

Свистит как кроншнеп, тело взял от жаворонка, клюв от удода, в полете снизу похож на чибиса, сверху похож на удода. А может даже что-то среднее между хохлатым жаворонком и земляной кукушкой? Что же это за странная птица, которая даже умудрилась отгнездиться в Северной Евразии (а точнее в Узбекистане)? Зовут ее большим удодовым жаворонком и встретить его можно в пустынях от Африки до Пакистана. Конкретно эта птичка снята в пустыне близко к юго-восточному углу Каспия. Так что вполне можно ожидать их и в Туркменистане, и в Узбекистане, а с изменением климата может и севернее.

15-16 апреля. Кум — Илам
Паукохвостая гадюка – змея-обманщица. Живет в пустынях Ирана и Ирака, прячется в песке, оставляя на поверхности только кончик хвоста. А хвост у неё особенный – с кожистым выростом, похожим на паука. Когда ящерица или птица пытается схватить «добычу», гадюка молниеносно атакует.
Долгое время ученые считали рассказы о «змее с паучьим хвостом» выдумкой, пока в 2006 году не подтвердили её существование. Это не самая опасная гадюка, но её маскировка – одна из самых хитрых в природе.

17-23 апреля. Загросские горы — Месопотамия (Джизкул-Ахваз)
Представьте себе речного исполина, пережившего расцвет и падение древних цивилизаций, скрывающегося в мутных водах Тигра и Евфрата. Это евфратский трионикс – одна из самых удивительных и малоизученных мягкотелых черепах в мире. Гладкий, почти плоский панцирь, напоминающий блин, кожистая морда с вытянутым хоботком-носом и пронзительные маленькие глаза – этот вид будто сошёл со страниц фантастического романа. Окрас – от серо-зелёного до оливкового, идеальный камуфляж в илистых водах. А его мощные лапы с перепонками делают его превосходным пловцом. Евфратский трионикс – мастер скрытности. Он редко показывается на поверхности, предпочитая зарываться в ил или бесшумно патрулировать дно в поисках добычи. Его рацион – рыба, моллюски, амфибии и даже падаль. Активен ночью, а днём отдыхает, сливаясь с речным ландшафтом. Когда-то эти черепахи были широко распространены в Месопотамии, но сегодня их численность катастрофически сократилась. Евфратский трионикс — вымирающий вид, которому в первую очередь угрожает потеря и изменение среды обитания, особенно строительство плотин, а также загрязнение водоемов и убийство рыбаками, потому что черепахи воруют рыбу из их сетей.

Геккон Asaccus elisae — эндемик Ближнего Востока, обитающих в сухих скалистых горах от Турции до Ирана. Природа одарила его замечательным камуфляжем, благодаря которому он легко скрывается от случайных взглядов. Достаточно просто замереть.

Под нереально звёздным небом иранской пустыни среднего размера песчано-коричневая птица бесшумно опустилась на землю. Это был буланый козодой — мастер маскировки, чьи перья идеально сливались с песком.
В отличие от других птиц, козодой летел абсолютно беззвучно — эволюция тысячелетиями оттачивала этот удивительный навык. Высоко в небе летучие мыши ловили добычу с помощью эхолокации, но козодой обходился без неё. Зачем ему ультразвук, если природа подарила ему огромные глаза — настоящие приборы ночного видения? Они сверкали в темноте, сканируя пространство в поисках ночных бабочек.
Птица, которую я давно искал в Средней Азии, но нашел в Иране.

Не все бакланы крупные птицы, как это нам привычно. Есть среди них и карлики, такие как малый баклан. Птица размером с ворону, но такой же проворный рыболов, как его большие собратья. В отличие от других бакланов, предпочитает жить на пресноводных водоемах юга Евразии примерно от Балкан до Тянь-Шаня. А в Месопотамии находится самая южная группировка этого вида. С этой птицей были знакомы и шумеры, и жители Вавилона (если, конечно, среди них были бердвочеры).

День последний. 23 апреля.
Некоторые интересные находки иногда получается сделать в таких местах, где ты к ним не готов. Примерно как в центре города встретить черного аиста. Вот и мы уже заканчивали нашу поездку и возвращались в аэропорт. Но сделали короткую остановку на заправке. И тут как поперло: под крышу в гнездо залетают бледные стрижи, в кустах кричат свиристелевые сорокопуты. А тут еще откуда не возьмись прилетела попозировать сипуха. Хорошо, что даже на заправке у меня в руках был фотоаппарат!

Эта странная птица не похожа ни на какую другую. Одно только название вносит путаницу — где-то его зовут свиристелевым сорокопутом, а где-то сорокопутовым свиристелем. Когда-то действительно его считали родственником сорокопутов и бюльбюлей: такой же всеядный, может и ящерицу съесть, и фиником закусить. Но потом выяснили, что все-таки он больше родственник свиристелям, но тоже не близкий. Поэтому эта птица уникальна в своем роде в прямом орнитологическом смысле этого слова.
Я когда-то мечтал попасть в Туркмению в том числе, чтобы увидеть эту птицу в долине Теджена у Серахса. Но эта страна пока не очень гостеприимна и никак не удается выполнить задуманное, что показал вторая попытка этого года. В отличие от Туркмении, Иран очень гостеприимен и попасть в страну несложно. И проблем увидеть такую редкую и интересную птицу нет, если специально озадачиться ее поисками. В нашей поездке мы как-то не сильно были озадачены этим, но все-таки повезло в последний день встретить ее на заправке, там же где и сипуху. Чему я рад очень.
