Забайкальский край. Август 2025.

Я давно мечтал попасть в Даурский заповедник. Я видел почти всех гнездящихся птиц страны. Но Даурия манила редкими видами, которых мне ещё не доводилось встречать.

В августе я приехал по приглашению Дениса Кочеткова, сотрудника заповедника, в надежде застать пролёт кроншнепа-малютки и черного журавля. Моей мечтой были азиатский бекасовидный веретенник и реликтовая чайка, гнездящиеся здесь. Увы, восточного зуйка, который гнездился этим летом в заповеднике, мы уже не застали — птицы улетели на зимовку.

Неделя пролетела в поездках по степным озёрам к югу от Цасучейского бора и в Агинской степи. Мы побывали на легендарных Торейских озёрах — Барун-Торее и Зун-Торее, где нашли перо дрофы, встретили бабочку аполлона-номиона и, конечно, наблюдали за птицами. Мы видели огромные стаи гусей-сухоносов, множество различных куликов. Гуляли по красивейшему Цасучейскому бору, где гнездятся черные аисты.

Всего за поездку мы отметили более 100 видов птиц, включая около 30 видов куликов. Особенной удачей считаю встречу двух пролетевших над головой кроншнепов-малюток, которые летят из северной Якутии в далёкую Австралию! Их встреча стала одной из самых ярких впечатлений.

Но Даурия — это не только птицы. Бескрайние степи, волнующиеся ковылями, красно-белые поля цветущих луков, горьковатый запах полыни… Мы проводили наблюдения за жуками и бабочками, отмечали интересные растения. За недельную поездку отметили около 70 видов чешуекрылых (как дневных бабочек, так и ночных совок и молей). Видели редких дневных бабочек – пестроглазку Галимеда и нифанду темную.

Цасучейский бор и пойма реки Онон поразили своей красотой. Хочется вернуться сюда в другие времена года и подробнее познакомиться с другими обитателями этих мест.

А напоследок степь сделала мне ещё один подарок: на рассвете в Агинской степи, по дороге в аэропорт, через трассу неспешно переходило огромное стадо дзеренов — около 500 особей. Даурия не отпускает. Обязательно вернусь сюда.


Окрестности Барун-Торея и Зун-Торея. Озера с циклическим наполнением водой, цикл около 30 лет. Вода в Баруне белого цвета от высокого содержания соды. Здесь обитает множество интересных редких птиц, таких как восточный зуек, дрофа, беркут, азиатский бекасовидный веретенник, ну и знаменитая реликтовая чайка.

Забайкалье — это рай для прямокрылых и их любителей (как в прямом, так и переносном смысле). Ими кормятся все — от ос до чаек и хищных птиц. А нам остаётся любоваться и восхищаться ими, какие они разные и необычные.

На соленом дне давно пересохшего озера Зун-Торей на границе Забайкальского края и Монголии прорезается мелкая растительность солончаков, в основном сведа. В начале августа здесь уже тихо, не поют жаворонки и другие птицы. С наступлением прохлады вечера подают голос местные гиганты-кузнечики — толстуны Палласа. Его песня — почти ультразвук, пока еще хорошо слышимый, громкий, но только вблизи.

Словно древний динозавр залез на дерево, растущее на дне доисторического моря. Только дерево выросло хлипким по сравнению с этим чудовищем. Словно пришелец из фильма «Хищник» вышел на охоту и забрался на наблюдательный пункт. А это всего лишь кузнечик поет свою песню, песню степного жителя о конце лета.

Хороши вечера на Торейских озерах. Перед отлетом на юг здесь концентрируются до 2500 сухоносов. В этом месте планеты эти редкие гуси делают массовые скопления для линьки. Здесь гнездятся 4 вида журавлей, а стерх и черный журавль летуют и встречаются на пролете. На островах гнездится знаменитая реликтовая чайка — вроде всего известно 4 места в мире, где она гнездится.

Немного бердвочерской статистики. В Забайкалье мне удалось найти себе 4 лайфера, что с учётом небольшого количества потенциальных лайферов вполне неплохой результат для меня. Вот они: АБВ (азиатский бекасовидный веретенник), кроншнеп-малютка, черный журавль, реликтовая чайка. Итого по бывшему СССР у меня набралось 706 видов, а по России мой список составляет теперь 618 видов.

Кроме птиц удалось хорошо понаблюдать за дневными и ночными бабочками. В степи летает очень много аполлонов-номионов.

Очень много поснимали всяких куликов. Если долго лежать под сеткой на берегу озера, то птицы перестают тебя замечать и бояться. Кого только мы не встретили за эти дни!

Из хищников нам попались молодой балобан, орел-карлик и мохноногие курганники. Всяких коршунов и амурский кобчиков не считаю 🙂 У карлика в лапах была птичка, возможно степной конек. Присмотритесь, можно увидеть две разные лапы двух разных птиц 🙂

В бескрайних степях Монголии и Забайкалья живёт необычная антилопа по имени дзерен. У бурятов есть слово «зээрэн», а по-монгольски — «цагаан зээр», что означает «белая антилопа». Это одна из двух видов антилоп, обитающих в России.

Дзерен хорошо приспособлен к жизни в сухих степях. Его главная стратегия выживания — постоянные кочевки в поисках пищи. Это помогает им переживать суровые зимы, когда снег покрывается коркой льда (такое явление называется джут/джуд).

Дзерен — животное подвижное и выносливое. Он может развивать скорость до 80 км/ч и способен долго бежать, оставляя позади даже волков. Живут эти антилопы в стадах — от десятков до тысяч особей.

История дзерена в России непроста. Когда-то его было много в Забайкалье, но из-за охоты и браконьерства к середине прошлого века животное почти исчезло. Лишь в 90-е годы, благодаря предпринимаемым мерам по охране в Даурском заповеднике, дзерен вернулся.

Сегодня, после массовых заходов зимой 2018-2020 годов, в Забайкалье сформировалась устойчивая группировка. Удержатся ли они теперь — вопрос разных факторов, но в первую очередь отношения к ним людей. Чаще от местных жителей мужского пола можно услышать, что у дзерена невкусное мясо. Вот и весь интерес.

Добавить комментарий